Главная | Регистрация | Вход | RSS | Воскресенье, 19.05.2024, 04:07 |
Персональный сайт Песчано Ковалинской средней школы | |
Приветствую Вас Гость |
|
ИКТ в школеПроектная деятельность в системе работы учителя. Саушкина Н.В.,учитель музыки 1 квалификационной категории За последние годы образованием накоплен опыт удачного решения образовательных и развивающих задач за счет организации проектирования как одного из способов активизации познавательной деятельности учащихся. В основу метода проектов положена идея, составляющая сущность проекта, его направленность на результат, который может быть получен путем решения практически или теоретически значимой проблемы. Чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Таким образом, проект становится и путем познания, и способом организации познания (подробнее о сущности метода проектов см. Новые педагогические и информационные технологии /под ред. Полат Е.С./, М., 1999). По своей типологии (в соответствии с доминирующим в проекте виде деятельности) проект может быть исследовательским, творческим, информационным, ролево-игровым и т.п. - знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения); - владение компьютерной грамотностью для введения и редактирования информации (текстовой, графической), умение работать с аудиовизуальной и мультимедиатехникой (по необходимости); - владение коммуникативными навыками; - умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач. Работа над проектом всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть осязаемы. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Для проекта могут быть предложены темы как завершающие изучение определенного раздела программы и представленные как итог работы по разделу, так и как дополнительная творческая работа по предмету, не связанная напрямую с прохождением программы, но позволяющая оценить способности авторов к межпредметной интеграции, обобщению полученных знаний и творческий потенциал в выборе и обосновании темы, поиску необходимой информации и форме реализации темы. Проектная форма призвана помочь учащимся почувствовать практическую значимость получаемых знаний по предмету, научиться ориентироваться в достаточно распространенных источниках информации, систематизировать свои знания, полученные при изучении предметов (истории, литературы, географии), развить свой творческий потенциал. Работа по проекту строится в несколько этапов. На первом этапе определяется тема проекта, отбираются необходимые источники информации, составляется своеобразная маршрутная карта реализации проекта. На этом же этапе формируется творческая группа, определяемая по принципу интереса к проблеме. Чтобы добиться ожидаемого результата, преподавателю необходимо уже на первом этапе подключить к определению содержания и структуры проекта самих школьников. Чувство вовлеченности в постановку проблемы и определение общих путей реализации цели делают эту работу личностно важной. Это способствует формированию мотивации работы над проектом, переносимую на решение всех связанных с ним учебных задач. На втором этапе выстраивается образ индивидуальной и коллективной организации исследовательской работы на основе анализа и творческой переработке полученной информации. Происходит разделение задач между участниками, определяется схема их взаимодействия, планирование порядка работ. У школьников формируется способность к самостоятельному целеполаганию и умение координировать свои планы с планами других членов группы. Фиксация результатов этой работы может осуществляться в различных формах (компьютерная обработка данных, видеосъемка, разработка самостоятельных сценариев театрализованных форм и т.п.). На третьем этапе осуществляется защита проекта в форме, соответствующей содержанию проекта (постановка спектакля, презентация видеофильма, мультимедиа-шоу, проведение экскурсии и т.д.). Особое внимание должно быть уделено составлению учащимися итогового отчета, описывающего как траекторию движения проектной мысли, так и запомнившиеся всем интересные эпизоды работы. Осуществляемый при этом рефлексивный самоанализ не менее значим, чем приобретение детьми конкретных знаний и умений, требуемых учебным планом. Выпущенный в виде брошюры, набранной и распечатанной хотя бы в одном экземпляре с помощью настольной издательской системы, такой отчет может быть достаточно значимым "продуктом”, полученным в результате проектной работы и доказывающим его педагогическую ценность. Проекты могут быть как глобальными, осуществляющимися в том числе по сети Internet с международными партнерами, но могут быть и весьма локальными. |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz |